ООО ПКФ "ЛУКОЛ"

Производство лодок и катеров из стеклопластика:

ТРИТОН-540СПОРТГОЛАВЛЬОМУЛЬДЕЛЬФИНМАЛЮТКАНЕПТУН-3М

ПРОДУКЦИЯ:

Правила классификации постройки и обеспечения эксплуатационной безопасности морских судов, поднадзорных Государственной инспекции по маломерным судам Российской Федерации.

ЧАСТЬ I «КЛАССИФИКАЦИЯ»

1. Общие положения

1.1. Определения и понятия, используемые в Правилах Раздел

1.1. введен в состав настоящих Правил для объяснения смысла вкладываемого авторами в различные, используемые в документе, специальные термины, определения и понятия с целью обеспечения однозначности их толкования применительно к тексту Правил.
При написании этого раздела использовались все доступные официальные документы и руководящие материалы по терминологии, ее правильному толкованию и использованию.
К таким материалам относятся Государственные стандарты и специализированные справочники, морские словари и т.п. В тех случаях, когда возникало различие в толкованиях и смыслах отдельных понятий и определений, даваемых разными источниками, предпочтение отдавалось определениям, объяснениям и толкованиям действующих ГОСТ.
"АВАРИЙНАЯ ВАТЕРЛИНИЯ"       -         ватерлиния поврежденного судна при затоплении отсека (отсеков).
"АВАРИЙНЫЙ ИСТОЧНИК ЭЛЕКТРОЭНЕРГИИ" - означает источник электроэнергии, предназначенный для обеспечения электропитанием важнейших для безопасности плавания судна потребителей при исчезновении напряжения на главном распределительном щите.
"АМПЛИТУДА КАЧКИ" - расчетная амплитуда бортовой или килевой качки судна на нерегулярном волнении, интенсивность которого задается высотой волн.
"БРЫЗГОНЕДООНИЦАЕМОСТЬ" - способность препятствовать попаданию значительного количества воды внутрь судна при поливании водой из шланга под давлением 0,25 атм.
"ВАЛОВАЯ ВМЕСТИМОСТЬ" - означает полный объем всех помещений судна в м , определяемый обмером этого судна или подсчитываемый по формуле:
В валовую вместимость не включаются ооъемы рулевой (ходовой) руОки, камбуза, гальюнов и душевых помещений, МО, радиорубки и цепного ящика.
"ВАЛОВАЯ ВМЕСТИМОСТЬ В РЕГИСТРОВЫХ ТОННАХ" - число, которое равно отношению валовой вместимости в м к коэффициенту 2,83.
"ВЕРХНЯЯ ПАЛУБА" - означает главную прочную палубу судна, подвергающуюся воздействиям стихии, кроме палуб рубок и надстроек.
"ВОДОИЗМЕЩЕНИЕ ПОРОЖНЕМ' - означает водоизмещение судна в тоннах без запасов топлива, смазочного масла, пресной воды, судовых запасов, а также без пассажиров, экипажа и их вещей.
"ВОДОИЗМЕЩЕНИЕ ПОЛНОЕ D„ (В ПОЛНОМ ГРУЗУ)"- означает максимально допустимое водоизмещение судна, при котором коэффициент запаса плавучести соответствует требованиям настоящих Правил.
"ВОДОШПРОНОЩАЕМЫЙ" - означает способный защищать от проникновения воды внутрь судна.
"ВЫСОТА БОРТА Н" - означает вертикальное расстояние от основной плоскости до палубной линии (для беспалубного судна - расстояние от основной плоскости до линии планширя).
"ВЫСОТА   ВОЛН"         -         расчетная   высота   ветровых   волн   с   указанной обеспеченностью.
"ГЛАВНАЯ ПАЛУБА" - самая верхняя прочная и водонепроницаемая палуба судна.
"ГЛАВНЫЕ МЕХАНИЗМЫ" - механизмы, предназначенные для приведения в действие движителей.
"ДАВЛЕНИЕ ВЕТРА" - расчетное давление ветра, приложеннное статически или динамически.
"ДЛИНА СТАЦИОНАРНОЙ КОНСТРУКЦИИ НА СУДНЕ" - означает общую длину этой конструкции от передней точки этой стационарной конструкции до задней точки этой же конструкции на судне.
"ДЛИНА ПО ГРУЗОВОЙ ВАТЕРЛИНИИ" - означает либо 96% от общей длины по ватерлинии, проведенной на высоте равной 85% наименьшей высоты борта, измеренной от верха фальшкиля, либо длину от передней кромки форштевня до оси баллера руля по ватерлинии, причем берется большее значение. На судах с конструктивным дифферентом по килевой линии (наклоне линии киля вниз к кормовой части) ватерлиния, по которой измеряется эта длина, должна быть параллельна ватерлинии.
"ДЛИНА МЕЖДУ ПЕРПЕНДИКУЛЯРАМИ" - означает горизонтальное расстояние измеренное на уровне конструктивной ватерлинии от передней кромки форштевня до оси баллера, если баллер кормовее точки пересечения ватерлинии с корпусом судна, или до самой кормовой точки пересечения ватерлинии с корпусом судна, если баллер носовее этой точки.
"ДОПОЛНИТЕЛЬНЫЕ ТРЕБОВАНИЯ" - означает требования, не предусмотренные Правилами, но влияющие на выполнение требований Правил, предъявляемых Инспекцией при осуществлении надзорной деятельности.
"ЕЖЕГОДНОЕ ТЕХНИЧЕСКОЕ ОСВИДЕТЕЛЬСТВОВАНИЕ" - означает общую или частичную проверку судна, его корпуса, рангоута и такелажа, двигателя, устройств, систем, оборудования и снабжения для того, чтобы убедиться, что все укомплектовано и поддерживается в рабочем состоянии, как это требуется соответствующими положениями, изложенными в настоящих Правилах.
"ЖИЛОЕ ПОМЕЩЕНИЕ" - означает любое помещение, закрытое со всех шести сторон твердыми перегородками, используемое для жилья.
"ЗАПАС ПЛАВУЧЕСТИ" - предельно возможное увеличение плавучести судна до его полного ухода под воду.
"ИЗДЕЛИЕ" - означает механизм, устройство, сосуд под давлением, аппарат, прибор, предмет оборудования и снабжения, на которые распространяются требования Правил.
"КАП" - означает рубку, закрывающую сверху вход (брандер или откидные дверки) во внутреннее помещение судна.
"КОКОРНАЯ КНИЦА" - кница, изготовленная из кокорной (корневой) части древесины.
"КОНЦЕВЫЕ ТОЧКИ СУДНА" - означает точки пересечения штевней и обшивки корпуса судна на уровне наружной поверхности верхней прочной водонепроницаемой палубы судна.
"КОРМОВАЯ ОКОНЕЧНОСТЬ" - означает участок длины судна равный наименьшему из двух расстояний. Первое равно расстоянию от кормового перпендикуляра до кормовой переборки МО, а второе равно расстоянию 0,15 длины по КВЛ в нос от кормового перпендикуляра.
"КОЭФФИЦИЕНТ   ПРОНИЦАЕМОСТИ      ОБЪЕМА ПОМЕЩЕНИЯ" отношение  объема  помещения,  который   может  быть  заполнен   водой  при   полном затоплении отсека, к полному теоретическому объему помещения.
"ЛИНИЯ ПЛАНШИРЯ" - означает линию, образованную пересечением наружной поверхности бортовой обшивки и верхней кромки планширя (без учета местных утолщений и выемок).
"ЛИНИЯ ПРЕДЕЛЬНОЙ ОСАДКИ" - линия, верхняя кромка которой определяет наибольшую осадку судна.
"МАЛОМЕРНАЯ БУНКЕРОВОЧНАЯ СТАНЦИЯ (МБС)" - комплекс, состоящий из нескольких понтонов с суммарным водоизмещением не более 80 рег.тонн, служебно-бытового и технологического назначения, оснащенный специальным оборудованием, предназначенным для приема, хранения и заправки моторным топливом и смазочными материалами маломерных судов.
"МЕСТО УБЕЖИЩА" - любая естественно или искусственно защищенная акватория, которая может быть использована для укрытия судна в случае возникновения обстоятельств, угрожающих его безопасности.
"МИЛЯ" - означает морскую милю длиной 1852 метра.
"МНОГОКОРПУСНОЕ СУДНО" - означает судно, имеющее конструкцию корпуса, которая пересекается поверхностью моря по более чем одной площади.
"МОМЕНТЫ КРЕНЯЩИЕ" - расчетные значения статически и динамически приложенных кренящих моментов.
"МОМЕНТЫ ПРЕДЕЛЬНО ДОПУСТИМЫЕ" - расчетные численные значения моментов, предельно допустимых из условий обеспечения требуемых численных значений показателей остойчивости судна при статических или динамических наклонениях.
"МОТОРНОЕ СУДНО" - означает судно с механической энергетической установкой, работающей на движитель, и не имеющее парусов.
"НАВЕСНАЯ ПРОДОЛЬНАЯ СИСТЕМА НАБОРА" - означает такую систему набора корпуса судна, при которой поперечные связи (флоры, шпангоуты, бимсы) опираются на стрингера, присоединяясь к ним. Соединение поперечных связей с обшивкой (если это необходимо) осуществляется с помощью специальных проставок.
"НАДВОДНЫЙ БОРТ" - означает вертикальное расстояние между самой нижней точкой верхнего края верхней палубы и ватерлинией в спокойной воде при определенной загрузке судна.
При назначении надводного борта закрытыми отверстиями считаются: -    люки,  шахты,  лазы,  двери,  горловины  и  другие  отверстия,  снабженные прочными водонепроницаемыми закрытиями;
бортовые и палубные иллюминаторы с постоянно навешенными штормовыми крышками.
"НАДСТРОЙКА" - закрытое сооружение на палубе судна, простирающееся от борта до борта судна или отстоящее от любого из бортов судна на расстояние, не превышающее 4% ширины судна в местах установки надстройки.
"НАИБОЛЬШАЯ ДЛИНА КОРПУСА СУДНА LH" - означает расстояние измеренное между носовой и кормовой концевыми точками корпуса судна.
"НАИБОЛЬШАЯ ДЛИНА СУДНА" - означает общую длину судна измеренную от передней точки самой передней стационарной детали конструкции судна до задней точки самой задней стационарной детали конструкции судна.
"НАРЕЗНАЯ ПРОДОЛЬНАЯ СИСТЕМА НАБОРА" - означает такую систему набора корпуса судна, при которой поперечные связи (флоры, шпангоуты, бимсы) присоединяются непосредственно к обшивке, а стрингера проходят сквозь специальные вырезы в поперечных связях.
"НОСОВАЯ ОКОНЕЧНОСТЬ" - означает участок длины судна, отстоящий от носового перпендикуляра в корму на расстояние равное 0,15 длины по КВЛ в корму от носового перпендикуляра.
"ОСВИДЕТЕЛЬСТВОВАНИЕ" - означает определение технического состояния объекта надзора в объеме достаточном для того, чтобы по результатам проверки его размеров, свойств, величин, параметров характеризующих его работу в различных условиях эксплуатации, соответствующих основному функциональному назначению этого объекта надзора, убедиться в том, что он соответствует (или не соответствует) требованиям ГИМС по надежности работы и эксплуатационной безопасности.
В общем случае в понятие освидетельствование включается следующий комплекс работ:
проверка    наличия     одобренной     компетентным органом     технической документации и сертификатов на материалы и комплектующие изделия; оценки результатов осмотров, замеров, результатов испытаний и проверок в действии, как полного объекта надзора, так и отдельных его элементов, узлов, блоков, систем и устройств;
выдача (или не выдача) документов ГИМС, подтверждающих возможность эксплуатации   объекта   надзора   с   указанием   объективно   обусловленных ограничений по районам, времени и длительности этой эксплуатации. "ОСНОВНАЯ   ПЛОСКОСТЬ   -   ОП"   -   означает горизонтальную   плоскость, проходящую через нижнюю точку корпуса судна.
"ОСНОВНОЙ КРИТЕРИЙ ОСТОЙЧИВОСТИ" - соотношение между кренящим моментом от динамического действия ветра на судно и предельно допустимым моментом, который соответствует углу опрокидывания или углу заливания и определяется с учетом или без учета бортовой качки.
При проверке остойчивости открытыми отверстиями считаются:
отверстия  в  главной  палубе  или  бортах  корпуса,  не  имеющие  прочных водонепроницаемых закрытий;
аналогичные отверстия в палубах, бортах и переборках надстроек и рубок. При проверке остойчивости судна по основному критерию остойчивости прочные водонепроницаемые люки, двери, иллюминаторы с защитными щитками должны считаться закрытыми отверстиями.
"ОРГАНЫ НАДЗОРА" - означает государственные органы, наделенные правами: рассмотрения      проектной технической документации по судам, подчиняющимся настоящим Правилам; наблюдения (курирования) за постройкой, восстановлением или переоборудованием судов, подчиняющихся настоящим Правилам; освидетельствования и официального учета судов, подчиняющихся настоящим Правилам.
"ОТВЕТСТВЕННЫЕ УСТРОЙСТВА" - означает устройства, нормальная работа которых обеспечивает безопасность плавания судна, а также безопасность находящихся на судне людей и оборудования.
"ОТСЕК" - часть внутреннего объема корпуса, ограниченного днищем (вторым дном), бортами (продольными водонепроницаемыми переборками), главной палубой, если она имеется, или верхней кромкой борта, если палуба отсутствует, и двумя соседними поперечными водонепроницаемыми переборками или пиковыми оконечностями.
"БЕСПАЛУБНОЕ (ОТКРЫТОЕ СУДНО)" - означает судно, конструкция которого допускает попадание воды внутрь судна в реальных условиях плавания (например, суда, не имеющие палубы).
"ПАЛУБНАЯ ЛИНИЯ" - означает линию, образованную пересечением наружной поверхности палубного настила (без учета высот местных утолщений и выемок) и наружной поверхности бортовой обшивки.
"ПАЛУБНОЕ ЗАКРЫТОЕ СУДНО" - означает судно, внутренний объём корпуса, которого закрыт сверху достаточно прочной конструкцией, которая обычно называется палубой, не допускающей проникновение воды внутрь корпуса и повышающей прочностные качества корпуса судна.
"ПАРУСНОЕ СУДНО" - означает судно, конструкция которого позволяет ему двигаться, только используя силу ветра, не имеющее движителя, приводимого в действие любым механическим двигателем.
"ПАРУСНО-МОТОРНОЕ СУДНО" - означает судно, конструкция которого позволяет ему двигаться, используя силу ветра, для которого любой установленный двигатель с гребным винтом являются только вспомогательными средствами обеспечения его движения, и для которого безразмерное отношение площади его парусов к объемному водоизмещению этого судна, возведенные в степень 2/3 превышает 9.
"ПАССАЖИР" - это человек, перевозимый судном, кроме:
а) человека, служащего или нанятого для работы на судне в любом качестве.
б) человека, находящегося на борту судна во исполнение обязанности капитана взять на борт потерпевших крушение, терпящих бедствие или других персон, или по причине случайности, которую не капитан, ни собственник, ни наниматель (ни кто-либо другой) не могли предвидеть;
в) ребенка в возрасте менее года.
"ПАССАЖИРОВМЕСТИМОСТЬ" - означает наибольшее количество пассажиров, допускаемых к перевозке на данном судне согласно спецификации и свидетельству о безопасности этого судна.
"ПАССАЖИРСКОЕ СУДНО" - означает судно, предназначенное для перевозки более 12 пассажиров.
"ПЕРЕХОДНЫЕ РАЙОНЫ" - означает участки длины судна, находящиеся между средней частью длины судна и оконечностями.
"ПЛАВУЧЕСТЬ" - способность судна плавать, т.е. находиться в равновесии без опоры при частичном или полном погружении в воду.
"ПЛОЩАДЬ ПАРУСНОСТИ" - площадь проекции надводной части судна на диаметральную плоскость судна.
"ПРАВИЛА" - означает настоящие Правила.
"ПРЕДЕЛЬНАЯ ЛИНИЯ ПОГРУЖЕНИЯ КОРПУСА СУДНА" - линия пересечения наружной поверхности настила основной палубы судна с наружной поверхностью бортовой обшивки.
"ПРЕДЕЛЬНО ДОПУСТИМЫЙ УГОЛ КРЕНА (ДИФФЕРЕНТА)" - угол крена (дифферента), превышение которого настоящими Правилами не допускается.
"ПРОВЕРКА СООТВЕТСТВИЯ" - означает проверку судна, его корпуса и двигательной установки, рангоута, такелажа, снабжения и оборудования, квалификации экипажа для подтверждения того, что они соответствуют требованиям настоящих Правил. Проверка начинается с рассмотрения технической документации судна по вопросам прочности его корпуса, управляемости, мореходности, остойчивости, непотопляемости, автономности плаваний, способов его буксировки и т.п. На основе этих данных получают общие характеристики судна. Затем проверяется соответствие отдельных частных, локальных узлов, систем, конструкций требованиям Правил. Эта работа начинается, когда судно находится на берегу и заканчивается, когда судно находится на плаву. Для повышения качества проверки, проверяющий может потребовать дополнительные данные (расчеты, частные испытания и т.п.) для обоснования надежности тех или иных конструктивных решений. Результатом общей проверки судна на соответствие является набор данных, характеризующих это судно и его эксплуатационные возможности. Впоследствии эти данные заносятся в официальные документы судна.
"ПРОГУЛОЧНОЕ СУДНО" - коммерческое или некоммерческое судно, пассажировместимостью до 12 человек, принадлежащее физическим или юридическим лицам, не являющееся собственностью военных и спортивных организаций, табельным имуществом морских, речных и судов технического флота валовой вместимостью до 80 регистровых тонн.
"РАСЧЕТНАЯ СХЕМА СВЯЗЕЙ КОРПУСА СУДНА" - означает схему нагружения и закрепления балок набора корпуса судна.
"РУБКА" - означает закрытое брызго- или водонепроницаемое сооружение на палубе надстройки или на палубе судна, отстоящее хотя бы от одного из бортов судна или надстройки на расстояние более 4% соответственно ширины судна или надстройки.
"СВЕДЕНИЯ О НАМЕРЕНИЯХ" - документ, в котором указаны желания судовладельца о способах и районах будущей эксплуатации его судна.
"СМЕШАННОЕ ПЛАВАНИЕ" - означает плавание по морским и внутренним водным путям.
"СПОРТИВНОЕ СУДНО" - судно, в судовом билете которого в графе «Судовладелец» указана спортивная организация.
"СРЕДНЯЯ ЧАСТЬ ДЛИНЫ СУДНА" - означает участок длины корпуса судна, равный 0,5 L, по 0,25 L в нос и корму от мидель-шпангоута.
"СТАНДАРТ" - термин, который применительно к Правилам означает различные действующие стандарты и другие нормативно-технические документы, признаваемые ГИМС РФ.
"СТОЕЧНОЕ СУДНО" - означает несамоходное плавучее сооружение с корпусом понтонного или судового образования, эксплуатирующееся, как правило, у причальной стенки (берега).
"СУДНО В ПОСТРОЙКЕ" - означает строящееся судно с начала постройки до времени получения свидетельства о годности к плаванию и других документов ГИМС РФ, выдаваемых на судно.
"СУДНО В ЭКСПЛУАТАЦИИ" - означает судно, которое не является судном в постройке.
"СУДОВЛАДЕЛЕЦ" - означает физическое или юридическое лицо, эксплуатирующее судно от своего имени, не зависимо от того является ли оно собственником судна или использует его на ином законном основании.
"СУЩЕСТВУЮЩЕЕ СУДНО" - означает судно, которое не является только что построенным, то есть новым.
"СУДНО В ПОСТРОЙКЕ" - означает строящееся судно с момента закладки киля до получения документов, выдаваемых на судно наблюдающей организацией.
"СУДНО ПРОМЫШЛЕННОЙ ПОСТРОЙКИ" - означает судно, построенное изготовителем (физическим или юридическим лицом, группой лиц), имеющим лицензию на строительство судов, по проекту, разработанному проектной организацией (проектантом) имеющей документы о признании, и согласованному с одним из признанных сертификационных обществ.
"СУДНО САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ ПОСТРОЙКИ" - означает судно:
-    построенное изготовителем (физическим или юридическим лицом, группой лиц), не имеющим лицензии на строительство судов, но по проекту согласованному с одним из признанных сертификационных обществ
-    построенное изготовителем (физическим или юридическим лицом, группой лиц), имеющим лицензии на строительство судов, но по проекту не согласованному ни с одним из признанных сертификационных обществ,
-    построенное изготовителем (физическим или юридическим лицом, группой лиц), не имеющим лицензии на строительство судов, и по проекту не согласованному ни с одним из признанных сертификационных обществ.
"УГОЛ ЗАЛИВАНИЯ" - наименьший угол крена, при достижении которого начинается заливание водой внутренних помещений судна через отверстия, считающиеся открытыми.
"УГОЛ ОПРОКИДЫВНИЯ" - угол крена (дифферента), при достижении которого под действием динамически приложенного кренящего (дифферентующего) момента судно опрокидывается.
"ЦЕНТР БОКОВОГО СОПРОТИВЛЕНИЯ" - центр площади боковой поверхности судна.
"ЦЕНТР ПАРУСНОСТИ" - центр тяжести площади парусности.
"ЧАРТЕР" - документ, удостоверяющий содержание договора фрахтования судна или соглашения между собственником судна и другой стороной, которое позволяет этой другой стороне эксплуатировать судно и называться нанимателем.
"БЕР-БОУТ-ЧАРТЕР" - означает чартер, по которому экипаж и капитан судна подбираются (нанимаются) нанимателем этого судна.
"КАПИТАНСКИЙ ЧАРТЕР" - означает чартер, по которому капитан судна предоставляется судовладельцем вместе с судном.
"ЧЕЛОВЕК" - означает человека в возрасте не менее одного года.
"ШИРИНА СУДНА - В" - означает: J - для судов с металлической обшивкой: горизонтальное   межбортное расстояние,   измеренное   между   наружными кромками шпангоутов;
для судов с неметаллической обшивкой: р - горизонтальное межбортное расстояние, измеренное между наружными поверхностями обшивки судна. Местные утолщения обшивки (бархоут, привальные брусья и т.п.) в расчет не принимаются.
"ШПАНГОУТНАЯ РАМА" - означает замкнутую раму, состоящую из флора, ветвей шпангоута, бимса и соединяющих их конструктивных элементов.
"ШТУРМАНСКАЯ СЛУЖБА" - означает совокупность обязанностей, взаимоотношений и технологических приемов судоводителей, осуществляющих навигационную работу по подготовке судна к плаванию и непосредственное сопровождение в процессе плавания.
"ЭКИПАЖ" - означает коллектив людей, предназначенный для эксплуатации и обслуживания судна.

1.2. Надзорная деятельность и применимость Правил

В соответствии с Приказом № 502 МЧС России от 29 июня 2005 г объектами надзора Государственной инспекции по маломерным судам Российской Федерации (ГИМС) являются:
- прогулочные суда пассажировместимостью не более 12 человек независимо от мощности главных двигателей и вместимости, иные суда и плавучие средства пассажировместимостью не более 12 человек с главными двигателями мощностью менее 55 киловатт или подвесными моторами независимо от мощности и несомоходные суда вместимостью менее 80 тонн (кроме пассажирских, грузопассажирских, нефтеналивных, буксирных, военных и спортивных судов), используемые в целях мореплавания.
ГИМС разрабатывает Правила, в которых устанавливаются технические требования по обеспечению безопасного плавания поднадзорных морских судов в соответствии с их назначением, охране человеческой жизни, осуществлению технического надзора за находящимися под надзором Инспекции судами и их оборудованием и проведение классификации этих судов.
Надзорная деятельность ГИМС заключается в определении соответствия требованиям настоящих Правил поднадзорных судов, а также материалов и изделий, использующихся в постройке и ремонте судов и их оборудования. Использование Правил и выполнение заложенных в них требований является обязанностью организаций, проектирующих суда различных районов плаваний, судовладельцев, судостроительных верфей, а также предприятий, которые изготавливают материалы и изделия, подлежащие надзору ГИМС.
Толкование требований Правил и других нормативных документов ГИМС является компетенцией только ГИМС.
Надзорная деятельность ГИМС не заменяет деятельности органов технического контроля судовладельцев, судоверфей и заводов-изготовителей судовых изделий и механизмов.
ГИМС участвует в рассмотрении и согласовании проектов стандартов и других нормативных документов, связанных с его деятельностью.
ГИМС осуществляет экспертизы и участвует в экспертизах по техническим вопросам, входящим в круг его деятельности.
Суда и изделия, проекты которых представляются на согласование ГИМС после вступления в действие Правил должны отвечать требованиям Правил. К строящимся судам и изделиям, техническая документация на которые согласована ГИМС до вступления в действие настоящих Правил, применяются те Правила, которые действовали на момент согласования этой документации.
Суда, находящиеся в эксплуатации, должны отвечать требованиям тех Правил, которые действовали на момент постройки этих судов, если последующие переиздания настоящих Правил не содержат иных специальных указаний.
Работы по восстановлению или переоборудованию судна, находящегося в эксплуатации, должны выполняться на основании требований настоящих Правил, настолько насколько это целесообразно и технически обоснованно (выполнимо).
ГИМС может допустить принятие определенных технических решений, не совпадающих с решениями рекомендуемыми Правилами, при условии, что эти решения являются не менее эффективными, чем решения определяемые (предлагаемые) Правилами.
В каждом подобном случае ГИМС должны быть представлены данные, позволяющие устанавливать соответствие выбранных материалов, конструкций и изделий требованиям обеспечения безопасности судна, охране человеческой жизни и сохранности перевозимых грузов.
В тех случаях, когда конструкция судна или его механизмов, устройств, установок оборудования и снабжения или использованные материалы не могут быть признаны достаточно проверенными в эксплуатации, ГИМС может требовать во время постройки проведения специальных испытаний, а во время эксплуатации сократить сроки между периодическими освидетельствованиями, увеличить объем этих освидетельствований или наложить специальные ограничения на эксплуатацию судна.
Все ограничения, увеличения объемов освидетельствований или сокращения сроков между периодическими освидетельствованиями должны быть внесены в официальные судовые документы. Положенные ограничения снимаются после получения удовлетворительных результатов в процессе эксплуатации.

1.3. Документы, выдаваемые при регистрации морских судов в органах ГИМС России

В результате осуществления надзорной деятельности ГИМС выдает соответствующие документы. Судовыми документами, подтверждающими выполнение требований Правил являются:
1.   Судовой билет маломерного судна, с отметками о прохождении установленных освидетельствований и осмотров.
2.   Приложение к судовому билету (форма Д-1 Приложение №1 Часть I), которое выдается судам, имеющим разрешения на плавания в районах 0-Ш и в районах 1 разряда IV категории сложности.
3.   Свидетельство о годности к плаванию для судов, имеющих разрешения на плавания в районах 0-Ш и в районах 1 разряда IV категории сложности (форма Д-2 Приложение №2 Часть I).
4.   Акты о прохождении технических осмотров судна.
Документы ГИМС выдаются на основании положительного результата освидетельствования и испытаний поднадзорного объекта.
В процессе надзора за судами ГИМС выдаёт в необходимых случаях другие документы, не указанные в настоящей главе.
ГИМС может признавать полностью или частично документы иных классификационных обществ, органов технического надзора, а также других организаций.
Оригиналы судовых документов должны храниться на судне, за исключением судового билета. Вместо судового билета должна храниться его копия, которая должна быть заверена органом выдавшим судовой билет. Владелец судна несёт ответственность за сохранность всех судовых документов.
Свидетельство о годности к плаванию выдается на срок не более 5 лет и теряет силу в следующих случаях:
1.   После повреждения основных элементов судна, без устранения которых не обеспечивается безопасность эксплуатации.
2.   Если судно не прошло освидетельствования в установленный срок.
3.   При невыполнении требований Правил.
4.   При нарушении условий плавания, указанных в судовых документах.
5.   При проведении конструктивных изменений судна без предварительного согласования с ГИМС.
После устранения причин, вызвавших прекращение действия документов, судно должно быть предъявлено к освидетельствованию ГИМС для восстановления действия свидетельства о годности к плаванию.

1.4. Порядок осуществления технического надзора

1.4.1. Общие положения

В деятельность по техническому надзору и классификации входят следующие работы:
рассмотрение технической документации по проектам новых судов и изделий, а также проектам переделки и ремонта действующих судов и изделий;
надзор за качеством используемых при постройке и ремонте объектов надзора материалов;
надзор за постройкой, ремонтом и переоборудованием судов и изделий;
-     надзор   за   соответствием   вновь   изготовленных   или   отремонтированных (модернизированных) объектов надзора требованиям Правил: освидетельствования судов и изделий, находящихся в эксплуатации;
-     присвоение и подтверждение категории района плавания судна с выдачей соответствующих документов ГИМС.
Основным методом осуществления надзора ГИМС является контроль качества судов, изделий и материалов.
Для осуществления надзорной деятельности судовладельцы, владельцы верфей, судостроительных предприятий и заводов-изготовителей изделий, физические лица, занимающиеся самостоятельной постройкой судов, обеспечивают работникам ГИМС возможность освидетельствования судов на основе предоставления свободного доступа во все места, где выполняются работы по постройке, ремонту и переоборудованию судов и изделий, испытаниям использующихся материалов, а также необходимые условия для выполнения работ по надзорной деятельности.
Любые изменения, касающиеся материалов, конструкций судов и изделий, на которые распространяются требования Правил, согласовываются с ГИМС до их материальной реализации, т.е. на стадии разработки проекта этих изменений.
По спорным вопросам, возникающим в процессе осуществления надзорной деятельности, судовладельцы, владельцы верфей и судостроительных предприятий могут обращаться непосредственно к начальнику соответствующего ГИМС.
В случае обнаружения дефектов материалов или изделий ГИМС может потребовать проведения дополнительных испытаний или соответствующих исправлений.

1.4.2. Надзор за постройкой, ремонтом и переоборудованием судов

Надзор за постройкой, ремонтом, модернизацией и переоборудованием судов ГИМС осуществляет на основании согласованной с ГИМС технической документации. Объем осмотра, измерений и испытаний, который должен производиться в процессе надзора, устанавливается ГИМС в зависимости от конкретных условий.

1.4.3. Ответственность ГИМС

Выполнение всех видов работ ГИМС поручает специалистам, достаточно квалифицированным и выполняющим свои функции согласно должностным инструкциям, при этом ГИМС не несет материальной ответственности за убытки, которые могут произойти в связи с выполнением возложенных на этих специалистов обязанностей.
Объем выполнения инспекторами ГИМС указаний, изложенных в Правилах, не может служить основанием для суждения о превышении или невыполнении ими своих обязанностей, так как все проверки, освидетельствования и испытания, требуемые Правилами, являются контрольными после проведения их аппаратом технического контроля предприятий или технического надзора судовладельца.

1.5.2. Освидетельствование технической документации

Освидетельствование технической документации по судну и/или его оборудования осуществляется на основе договоров между ГИМС и будущим владельцем судна. Целью освидетельствования технической документации является;
-    оценка возможности  постройки  судна  по представленной  документации, отвечающего Правилам ГИМС;
-    соответствие объёма представленной технической документации требованиям Правил;
-     оценка   правильности   принятых   технических решений   и   методических материалов, использованных при выполнении проектных работ;
-     оценка технических и мореходных качеств судна с точки зрения безопасности его будущей эксплуатации;
-    проверка соответствия возможностей будущего судна желаниям заказчика, изложенным в Сведениях о намерениях. В результате рассмотрения технической документации ГИМС выносит решение о принятии или не принятии  представленной технической документации с указанием причин.  Документация считается принятой, если на ней стоит штамп "Согласовано ГИМС".

1.5.3. Наблюдение за строительством судна, ремонтом или переоборудованием судна

Наблюдение за строительством судна, ремонтом или переоборудованием судна осуществляется на основе договоров между ГИМС и владельцем судна.
Целью наблюдения является проверка соответствия результатов работы строителей (ремонтников) судна технической документации согласованной ГИМС проекта судна, обеспечения осуществление непрерывной корректировки и внесения необходимых изменениний в техническую документацию по судну в зависимости от складывающейся ситуации.
По этапам выполнения отдельных работ составляются Акты принятия выполненных работ.

1.5.4. Первичное освидетельствование

Первичное освидетельствование производится после окончания постройки судна, ремонта или переоборудования, вызвавших изменение основных элементов судна, его типа и назначения, а также при постановке на учет вновь созданного (переоборудованного) судна, а также судна, которое ранее находилось под надзором других классификационных органов.
Первичное освидетельствование проводится в объеме, необходимом для проверки соответствия самого судна и его элементов проекту и Правилам, а также уточнения его мореходных и маневренных качеств, конструктивных особенностей и технического состояния корпуса судна, механизмов, электрооборудования, рангоута, такелажа, парусов, радиооборудования, устройств, систем и снабжения для выдачи судну соответствующих судовых документов ГИМС.
При первичном освидетельствовании судну, впервые предъявляемому к освидетельствованию, ГИМС присваивает регистрационный номер, класс и назначает категорию сложности района плавания допустимого для этого судна.

1.5.5. Ежегодное освидетельствование

Ежегодное освидетельствование проводится до начала эксплуатации судна в период навигации с целью определения годности судна, его оборудования и снабжения для безопасной эксплуатации. В результате освидетельствования составляется «Акт ежегодного технического освидетельствования судна» и делаются соответствующие записи в судовом билете.
Через каждые пять лет ежегодное освидетельствование производится по программе расширенного освидетельствования в объеме и составе работ, приближающемся к соответствующему первичному освидетельствованию с выдачей нового «свидетельства о годности к плаванию».

1.5.6. Специальное (внеочередное) освидетельствование

Внеочередное освидетельствование производится в следующих случаях:
1.     после повреждений основных элементов судна, без устранения которых не обеспечивается безопасность эксплуатации этого судна;
2.     после устранения повреждений для оформления документов на годность судна к плаванию;
3.     по специальной заявке судовладельца: в случае появления дефектов, вызывающих сомнения в безопасности плаваний, при возникновении необходимости уточнения технического состояния судна или категории его допустимого района плавания, а также для возобновления действия документов утративших силу;
4.     для решения вопроса о выдаче разрешений на разовые переходы и перегоны, когда возможные условия плавания могут не соответствовать возможностям судна;
5.     при изменении типа и назначения судна;
6.     после выполнения требований, предъявленных при ежегодном освидетельствовании, если эксплуатация судна была запрещена;
7.     при постановке на учет судов, переходящих из других бассейнов эксплуатации, но имеющих действующие документы ГИМС.

2. Классификация морских судов, поднадзорных ГИМС

2.1. Классификация морских судов, поднадзорных ГИМС России

по районам плавания
В зависимости от конструктивных особенностей и мореходных качеств судна ему устанавливаются ограничения по условиям плавания, критериями которых являются удаленность от мест убежищ и ветро-волновые характеристики. Эти ограничения условно называются районами плавания судов и делятся на категории.
Допуск к эпизодическому плаванию в районах с разрядом выше допустимой для судна, а также принятие решения о возможности и условиях перегона судна через районы, имеющие категорию более высокую, чем допустимая для судна, осуществляет соответствующий орган ГИМС, по результатам проведения специального осмотра судна и при предоставлении судовладельцем обоснованного плана мероприятий, гарантирующих безопасность плавания на этот период.
Судам, не имеющим ограничений по условиям плавания, присваивается район плавания 0 категории сложности.
Район плавания I категории сложности означает, что судну разрешено плавание в морских районах на волнении с высотой волны 3%-ной обеспеченности до 8,5 м, с удалением от места убежища не более 200 миль и допустимым расстоянием между местами убежищ не более 400 миль.
Район плавания II категории сложности - плавание в морских районах на волнении с высотой волны 3%-ной обеспеченности до 7,0 м, с удалением от места убежища не более 100 миль и допустимым расстоянием между местами убежищ не более 200 миль.
Район плавания категории сложности II СП - плавание в морских районах на волнении с высотой волны 3%-ной обеспеченности до 6,0 м, с удалением от места убежища:
в открытых морях не более 50 миль и с допустимым расстоянием между местами убежища не более 100 миль;
в закрытых морях не более 100 миль и с допустимым расстоянием между местами убежища не более 200 миль.
Район плавания III категории сложности - плавание в открытых и закрытых морях на волнении с высотой волны 3%-ной обеспеченности до 3,5 м, с максимально допустимым удалением от места убежища до 50 миль и допустимым расстоянием между местами убежищ не более 100 миль.
Район плавания IV категории сложности - прибрежное плавание (не далее 20 миль от места убежища (берега)) с ограничениями по ветровым условиям.
Район плавания IV категории сложности делится на 5 разрядов: районы плавания IV  категории сложности 1 разряда - плавание в прибрежных морских и внутренних водных бассейнах на волнении с высотой волны 3%-ной обеспеченности до 3,0 м;
районы плавания IV   категории сложности 2 разряда - плавание в 1%-ной обеспеченности до 2,0 м;
-     районы плавания IV категории сложности 3 разряда- плавание в прибрежных морских и внутренних водных бассейнах на волнении с высотой волны 1%-ной обеспеченности до 1.2 м;
-     районы плавания IV категории сложности 4 разряда- плавание в прибрежных морских и внутренних водных бассейнах на волнении с высотой волны 1%-ной обеспеченности до 0.6 м;
-     районы плавания IV категории сложности 5 разряда- плавание в прибрежных морских и внутренних водных бассейнах на волнении с высотой волны 1%-ной обеспеченности до 0,25 м.
Установление максимального удаления от берега (места убежища) судам IV категории сложности производится в соответствии с таблицей Приложения №4 Часть I.
В особых случаях судам IV категории могут разрешаться плавания в ночное время при условии установки на них необходимого оборудования.
Знаки наличия или отсутствия водонепроницаемой палубы
Для судов, отвечающих требованиям Правил, после символа деления на отсеки добавляются знаки, обозначающие наличие или отсутствие водонепроницаемой палубы:
п - судно имеет верхнюю водонепроницаемую палубу.
и - судно не имеет верхней водонепроницаемой палубы. Знаки типов судов
Для судов, отвечающих требованиям Правил, после знака наличия или отсутствия водонепроницаемой палубы добавляются индексы типа судна:
ПМ - для парусно-моторных судов.
МП - для моторно-парусных судов.
ПС - для парусных судов.
КТ - для катеров.
МЛ - для моторных лодок.
НС - для несамоходных судов.
ГЦ - гидроцикл.
ГС - гребное судно. Дополнительные индексы, добавляющиеся к знакам типов судов:
П - судно на воздушной подушке.
К - судно, имеющее подводные крылья.
КМ - катамаран.
ТМ - тримаран.
Знаки ограничения района плавания
Для судов, отвечающих требованиям Правил, после знака типа судна добавляется один из знаков ограничения района плавания:
0 - для судов, рассчитанных на плавания в районах 0 категории сложности.
1 - для судов, рассчитанных на плавания в районах I категории сложности.
II  - для судов, рассчитанных на плавания в районах 11 категории сложности.
II СП - для судов, рассчитанных на плавания в районах II СП категории сложности.
III - для судов, рассчитанных на плавания в районах III категории сложности.
IV - для судов, рассчитанных на плавания в районах IV категории сложности.
Для судов с районом ограничения IV категории после индекса категории района плавания добавляется обозначение разряда прибрежной акватории, которое указывается арабской цифрой.
Знак ограничения района заключается в скобки.
Допустимое число людей на борту
Число людей на борту указывается арабскими цифрами.
Количество и мощность главных двигателей
Через косую черту с наклоном вправо указываются количество и мощность главных двигателей в кВт арабскими цифрами. Разделителем является знак X. Если главные двигатели не предусматриваются, то этот знак не пишется, но черта воспроизводится.
Площадь парусности
Знак площади парусности через косую черту с наклоном влево арабскими цифрами указывает допустимую площадь парусов в квадратных метрах. Если конструкцией судна парусное вооружение не предусматривается, то знак не пишется, но черта воспроизводится.

З.Техническая документация, представляемая в ГИМС

3.1. Общие положения

До начала постройки и ремонта (модернизации) судна или отдельных его частей в ГИМС представляется на рассмотрение техническая документация, в достаточном объеме, подтверждающие, что требования ГИМС выполнены. Объем технической документации, предъявляемой на рассмотрение для судов и изделий специальной конструкции, определяется в каждом конкретном случае особо.
В случае возникновения сомнений в обеспеченности безопасности эксплуатации судна или недостаточной полноты представленной документации ГИМС имеет право запросить дополнительную документацию по рассматриваемым вопросам для окончательного разрешения неясных вопросов.
После рассмотрения представленных материалов на документацию, удовлетворяющую требованиям настоящих Правил, ставится штамп "Согласовано", дата согласования и подпись должностного лица ГИМС.
Вся представляемая на рассмотрение документация должна быть составлена на русском языке. Документация на устанавливаемые детали, узлы, механизмы и т.п. элементы, произведённые иностранными производителями, должна быть переведена на русский язык. На каждое изделие представляется сертификат одного из признанных классификационных обществ.
Изменения, вносимые в техническую документацию, касающиеся элементов и конструкций, предусмотренных требованиями настоящих Правил, также согласовываются в ГИМС.
Расчёты, необходимые для определения величин, регламентированных Правилами, выполняются в соответствии с указаниями этих Правил или методами, согласованными с ГИМС. Применяемые методики и способы выполнения расчётов должны обеспечивать необходимую точность решения задач.
Расчёты на ЭВМ следует выполнять по программам, согласованным с ГИМС, которая может потребовать выполнения контрольных расчётов по любой программе.
Перечень, представляемой на согласование документации по оборудованию, механизмам и системам изготовленным промышленным образом, внутреннее устройство, конструктивное исполнение и т.п., данные которых являются коммерческой тайной может быть сокращён по согласованию с ГИМС. При этом представляются сертификаты производителей с указанием конкретных технических параметров и характеристик, подтверждающих пригодность этих изделий для эксплуатации на судне.
Одновременно с технической документацией по проекту судна или отдельных его частей в ГИМС представляется перечень методических материалов, использовавшихся при разработке проекта. Если использовались готовые машинные программы, по которым пользователю не известна методическая сторона расчётов, то указывается название программы, юридический адрес её автора и год разработки программы.
Техническая документация считается согласованной в течение 5 лет с даты ее согласования. По истечении срока или в том случае, когда перерыв между датой согласования документации и сроком начала постройки судна или изделия превышает 3 года, документация подлежит повторному освидетельствованию.

1. Оформление номеров на парусах
Каждый номер состоит из семи знаков:
-    первый знак - латинские буквы RUS,
-    четыре следующих знака представляют собой однозначные цифры от нуля до девяти, составляющие регистрационный номер судна.
Цвет   всего   номера   -   черный.   Размеры   цифр и   букв   на   парусах   должны соответствовать требованиям таблицы № 3.1.

Таблица № 3.1


Длина судна Lhm.

Высота букв и цифр мм.

Ширина букв
и цифр
мм.

Толщина
линий
мм.

Расстояние
между
соседними
знаками мм.

До 3,5

230

150

30

45

3,5-8,5

300

200

40

50

8,5-11

375

250

50

75

Более 11

450

300

60

90

2. Места нанесения номеров на парусах
Номера должны быть расположены над линией, идущей под прямым углом к передней шкаторине, из точки, расположенной на 1/3 расстояния от фалового угла паруса до галсового угла по обеим сторонам паруса на различных высотах. С правого борта выше, чем с левого борта, на величину равную высоте букв и цифр.

3. Оформление надписей на корпусах судов
Все надписи на корпусе судна делаются на русском языке и могут иметь перевод на английский язык буквами меньшего размера. Надписи должны располагаться на внешних (бортовых) поверхностях корпуса или надстройки (рубки) в местах, которые позволяли бы распознать их на расстоянии и не закрывались другими элементами корпуса судна, рангоутом и т.п. деталями.

Таблица № 3.3.


Длина судна Lh , м.

Высота знаков не
менее, мм

Толщина линий не менее, мм

До 5,5

150

15-20

От 5,5 до 7

250

20-25

От 7 до 12

300

35-40

Более 12

400

40-45

Надписи на обоих бортах судна:
-  название судна либо регистрационный номер должны наноситься на расстоянии % длины корпуса судна от форштевня, одной строкой.
Надписи на транце судна:
-     название судна, порт приписки (полное название), название клуба или базы-стоянки судна, полный регистрационный номер.
Примечание: Для судов речных районов эксплуатации допускается высота знаков от 150 мм до 200 мм независимо от размеров судна, а толщина линий с указанием таблицы № 3.3.
Приложение № I - 4. Соответствие класса судна IV категории и разряда бассейна, допустимого для его эксплуатации
Примечание:
1)  Для судов без навигационного оборудования, соответствующего требованиям Правил ГИМС - удаление от берега не более 2,7 миль (5км);
2)  Высоты волн соответствуют среднестатистическим значениям, указанным в таблице Приложения № 1-5 Части I настоящих Правил.

ПРАВИЛА ТЕХНИЧЕСКОГО НАДЗОРА ЗА СУДАМИ В ЭКСПЛУАТАЦИИ (ПТНЭ)

1. Общие положения

1.1. Область распространения

Настоящие Правила технического надзора за судами в эксплуатации (ПТНЭ) устанавливают порядок, методы и объемы надзора, осуществляемого ГИМС, для обеспечения безопасной эксплуатации прогулочных и служебных судов в соответствии с их назначением, охраны жизни людей на судне, охраны окружающей среды.
Настоящие ПТНЭ не содержат указаний об освидетельствованиях и испытаниях, связанных с надзором за применяемыми при ремонтах и переоборудовании судов материалами и изделиями, выполнением сварки и т.п. В этих случаях должны применяться требования соответствующих частей Правил классификации и постройки морских прогулочных и служебных судов и Правил технического надзора за постройкой судов и изделий.
Настоящие ПТНЭ обязательны для всех организаций, физических и юридических лиц, осуществляющих эксплуатацию и ремонт судов.

1.2. Определение технического состояния судна

Оценка технического состояния прогулочного и служебного судна дается исходя из технического состояния его основных элементов:
корпуса;
механической установки;
навигационного, радио и электрооборудования;
рангоута и такелажа;
систем и устройств;
снабжения судна.
На основании проверки документов, предъявленных судовладельцем (капитаном), и   результатов освидетельствования  инспектор  устанавливает  оценку технического состояния отдельно для каждого из основных элементов судна. ПТНЭ предусматривают две оценки технического состояния основных элементов:
годное к эксплуатации в конкретном районе плавания;
запрещенное к эксплуатации в любом районе плавания. Нормы оценок технического состояния основных элементов судна приведены в соответствующих разделах настоящих ПТНЭ. Оценка технического состояния судна в целом должна устанавливаться по низшей оценке одного из его основных элементов.
Для судна с оценкой технического состояния, запрещающей его эксплуатацию по одному из основных элементов, при его использовании по другому назначению оценка технического состояния может быть пересмотрена с учетом нового назначения.
При наличии повреждений, влекущих за собой оценку технического состояния судна как запрещенного к эксплуатации, по мотивированной просьбе судовладельца может быть разрешен разовый переход этого судна к месту ремонта в соответствии с положениями 1.3, 1.4.
Все работы, связанные с установлением оценки технического состояния судна (определение износов, деформаций, различные измерения по механизмам и оборудованию, расчеты и т.п.), выполняются судовладельцем. В случае расхождения результатов осмотра (выборочного контроля), проведенного инспектором, с данными измерений, выполненных судовладельцем, все измерения проводятся заново. Если при освидетельствовании судна установлено, что не подлежащие надзору ГИМС механизмы, устройства и оборудование препятствуют нормальной работе регламентируемых Правилами элементов судна, и если их использование представляет опасность для плавания судна,   охраны   человеческой   жизни,   то эксплуатация   этих   элементов запрещается до приведения их в исправное состояние.

1.3. Особенности освидетельствования судов при повреждении

ГИМС проводит освидетельствование повреждённых судов, анализ повреждений, а также ведёт учет всех случаев, связанных с повреждениями или иными причинами, приводящими к ухудшению технического состояния основных элементов судов.
При повреждении судна судовладелец должен немедленно уведомить об этом ГИМС, в границах деятельности которой, произошло повреждение.
При получении уведомления о повреждении и во всех других случаях получения сведений о повреждениях судов ГИМС выясняет обстоятельства их получения.
В случаяе гибели судна ГИМС участвует в расследовании.
При освидетельствовании повреждённого судна оценивается характер повреждений и возможные причины их возникновения и определяется возможность дальнейшей эксплуатации судна или возможность разового перехода к месту ремонта с оформлением акта о внеочередном освидетельствовании поврежденного судна.
Если техническое состояние повреждённого судна не позволяет его дальнейшую эксплуатацию, судовладелец должен представить в Инспекцию письменное заявление (просьбу) о предоставлении ему разрешения на разовый переход судна до места ремонта с перечислением мероприятий, гарантирующих безопасность этого перехода (перегона). В этом заявлении должно быть указано, что владелец берёт на себя ответственность за обеспечение безопасности разового перехода.
В акте о внеочередном освидетельствовании поврежденного судна указываются следующие основные данные:
1.  Сведения о поврежденном судне: тип судна, его регистрационный номер и номер проекта, автор проекта, год и место постройки, дата последнего капитального ремонта и его краткий состав, регулярность технических освидетельствований этого судна.
2.  Конструктивные особенности судна.
3.  Краткие сведения об обстоятельствах получения повреждения: место, время, направление движения, скорость судна и т.п.
4.  Общее состояние на момент предъявления к освидетельствованию.
5.  Подробное описание повреждений с приложением необходимых эскизов, фотографий и т.п.
6.  Заключение о причинах повреждений. Если причина не является очевидной, то указываются наиболее близкие к истинной.
7.  Требования по устранению повреждений и дефектов.
8.  Требования, направленные на уточнение причин повреждений.
9.  Предложения по предупреждению аналогичных повреждений.
10. Условия по дальнейшей эксплуатации или его разового перехода на место ремонта.
К этому акту прикладывается акт технической комиссии по расследованию причин повреждения, формируемой ГИМС. При освидетельствовании поврежденных механизмов и устройств дополнительно к общим данным в акте технической комиссии указываются:
1.  Марка механизма, тип, краткие технические характеристики, заводской номер, год и место изготовления.
2.  Количество часов работы до повреждения (срок нахождения в эксплуатации).
3.  Наличие сертификата.
4.  Режимы и условия работы механизмов и устройств с указанием основных характеристик на момент повреждения.
5.  Квалификация обслуживающего персонала.
6.  Наличие необходимых пломб, предохранителей, сепараторов и т.п.
В техническую комиссию по расследованию причин повреждения должны входить компетентные представители ГИМС, судодовладельца и команды судна.
Вся документация по освидетельствованию повреждённого судна после окончательного её оформления направляется в ГИМС в двух экземплярах.
Акты о повреждениях судов утверждаются руководством регионального ГИМС и направляются в ГУ ГИМС в течение 7 суток после происшествия.
По результатам освидетельствования поврежденных судов анализируются причины, вызвавшие повреждения основных элементов судна, и судовладельцу выдаются предложения ГИМС о мерах по предупреждению аналогичных повреждений.

3.7. Оценка технического состояния судового снабжения

При освидетельствовании спасательного снабжения проверяются:
соответствие его требованиям норм снабжения, согласно Правил;
исправность состояния и укомплектованность всеми требуемыми элементами (лампочки, батарейки, свистки, ремни, лини и т.п.);
сроки годности, соответствующие требованиям международных Конвенций по спасательным средствам;
при  необходимости   проверяется  работоспособность спасательных  кругов, жилетов, страховочных сбруй в сборе, штормовых лееров. Освидетельствование надувных    спасательных   плотов   проводится   только специализированными станциями надувных спасательных средств один раз каждые два года, а также в случаях попадания плота в воду, срабатывания системы газонаполнения или обнаружения повреждений.
При освидетельствовании навигационного оборудования и аварийного снабжения проверяются их укомплектованность в соответствии с требованиями Правил и их работоспособность.
Средний износ напряженных деталей рангоута должен быть не более 1/10 строительной толщины или диаметра.

3.9. Оценка технического состояния средств защиты экипажа и пассажиров

При освидетельствовании проверяются: соответствие средств защиты экипажа и пассажиров требованиям Правил; надежность крепления релингов и леерных стоек к палубе судна; целостность тросов леерного ограждения;
надежность крепления штормовых лееров, штатных поручней на наружных поверхностях и упоров для ног (буртиков).

4. Противопожарная защита

4.1. Общие указания

Техническому надзору подлежат:
1. Конструктивная противопожарная защита:
-     хранилищ топлива и других горючих материалов;
-     хранилищ сжиженного газа и установок, работающих на нем; прокладка пожароопасных трубопроводов.
2. Системы и средства пожаротушения: водяные;
-     углекислотные и жидкостного тушения.
3.  Системы пожарной сигнализации.
4.  Противопожарное снабжение.
Освидетельствование элементов противопожарной защиты слдует проводить одновременно с освидетельствованием корпуса.

4.2. Оценка технического состояния противопожарной защиты

При освидетельствовании проверяются: соответствие средств защиты экипажа и пассажиров требованиям Правил; состояние изоляции огнестойких конструкций;
исправность закрытия дверей, вентиляционных каналов, световых люков система сигнализации в действии;
действие системы дистанционного управления системами пожаротушения; результаты испытания бытовых установок сжиженного газа на герметичность всех соединений газопровода путем обмазки их мыльным раствором и ее работоспособность в целом;
работоспособность системы вентиляции в помещениях, где находятся бытовая установка (плита) и помещениях (выгородках), где хранятся баллоны; комплектность и места расположения противопожарного снабжения и сроки его годности. Оценка технического состояния "запрещенное" устанавливается в следующих случаях:
неисправности установки бытового сжиженного газа;
неисправности элементов противопожарной защиты;
некомплектности и несоответствия мест штатного расположения элементов противопожарного снабжения требованиям Правил.

7. Электрическое оборудование

7.1. Общие указания

Техническому надзору подлежит электрическое оборудование общесудового назначени. При освидетельствовании проводится внешний осмотр электрического оборудования и испытание его в действии на всех допустимых режимах работы. Поверхностный температурный нагрев электрооборудования не должен превышать значения, указанные в соответствующих Инструкциях по эксплуатации.
Электрическое оборудование бытового и технологического назначения надзору ГИМС не подлежит, за исключением:
1.  Кабельные трассы от источника электрической энергии.
2.  Защитных устройств на источнике электрической энергии.
3.  Контроля   состояния   сопротивления   изоляции и защитного заземления данного электрического оборудования.
Эксплуатация бытового и технологического электрооборудования запрещается, если его работа и техническое состояние может привести к пожару, взрыву или отрицательно влияет на нормальную работу другого судового электрооборудования.

10. Судовая документация.

Судно, зарегистрированное в судовой книге ГИМС, должно иметь следующую документацию:
-    Копия судового билета с приложением к нему. Свидетельство о годности к плаванию на текущую навигацию.
-    Судовая роль.
-    Сертификаты на судовое оборудование.
-    Копии квалификационных документов членов экипажа.
-    Документы, удостоверяющие личность каждого человека, находящегося на судне.
-    Копии страховых полисов.
-    Принципиальные и монтажные схемы электропроводки и трубопроводов. Инструкции и руководства по эксплуатации судового оборудования. Судовой журнал.
-    Судовое санитарное свидетельство. Копия лицензии на судовую радиостанцию. Информация для капитана. В состав Информации для капитана должны входить:
-    таблица весовой нагрузки по укрупненным статьям; диаграмма грузового размера;
-    характеристики плавучести и начальной остойчивости судна для двух случаев: порожнем и при полном водоизмещении (осадки носом и кормой, численные значения крена и дифферента, координаты центра тяжести и запас плавучес­ти);
-    диаграммы статической и динамической остойчивостей для двух случаев нагрузки;
-    информация об остойчивости судна, составленная по результатам расчетов остойчивости;
для парусных судов:
-    таблицы вариантов рекомендуемых парусных вооружений в зависимости от погодных условий и курсов судна относительно ветра;
-    полярные диаграммы штормовых парусов;
-    диаграмма буксировочного сопротивления корпуса судна в абсолютных единицах;
-    таблицы рекомендуемых режимов работа двигателя в различных условиях эксплуатации;
-    радиусы циркуляции и соответствующие им углы крена на различных скоростях и при различных углах перекладки руля;
-    сведения о непотопляемости и рекомендации по обеспечению аварийной плавучести и аварийной остойчивости;

статистика ТОВАРЫ И УСЛУГИ - Каталог сайтов - Рейтинг фирм - Бесплатные доски объявлений - ТОРГОВЫЙ ЦЕНТР - Реклама в интернете Этот сайт защищен «Site Guard»
Hosted by uCoz